Доступная среда

03.09.2018

      

 

   Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство два принципиально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности (ООП). Эта важная веха в истории развития прав человека в России: политика включения лиц с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в обучении в систему общего образования теперь постулирована на государственном уровне и обещает им создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования.

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница?

Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.

Ребенок-инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.

    Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) не получил группу по инвалидности, он является ребенком с ОВЗ. Следовательно, дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.

Детская инвалидность

Чтобы разобраться в вопросе, следует обратиться к положениям Семейного кодекса РФ. В ст. 54 документа четко обозначено, что дети-инвалиды имеют дефекты, заболевания или последствия травм, спровоцировавшие ограничение жизнедеятельности и потерю социальных ориентиров:

  • полной или частичной потере возможности обслуживать себя самостоятельно;
  • утрате возможности передвигаться, контролировать свое поведение, обучаться.

Медико-социальное заключение об инвалидности оформляют по рекомендации медицинских учреждений федерального, регионального или городского значения. Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых остается в выдавшем его учреждении, а второй передается в местный отдел соцзащиты населения по месту жительства ребенка. В заключении указывается не только рекомендуемая группа инвалидности, но рекомендации по уходу за ребенком-инвалидом.

Отличие детей с ОВЗ от детей-инвалидов упускает понятие «инвалид с детства». Последние — это лица, у которых инвалидность, установленная в возрасте до 18 лет, остается после достижения совершеннолетия. Причиной являются врожденные дефекты, последствия травм и заболеваний, возникших до достижения 18-летия.

Ограниченные возможности здоровья

К числу несовершеннолетних с особыми потребностями относят слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих детей, малышей с серьезными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами психического развития и аутизмом, умственной отсталостью. Решение о необходимости создания особых условий для обучения ребенка принимает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особых подходов. Таким малышам нужно больше внимания, им не подходят традиционные методики и привычные методы взаимодействия. В работе с детьми с ОВЗ в ДОУ необходима индивидуализация, учёт особенностей конкретного ребёнка. Дошколят с ОВЗ обязательно следует мотивировать, в игровой форме повышать их интерес к познавательной деятельности, стимулировать развитие творческих способностей.

Специально оборудованные учебные кабинеты

В ДОУ для работы с  детьми  ОВЗ и с детьми инвалидами  предусмотрены групповые комнаты, которые оснащены оборудованием, а также специально приспособленные кабинеты (места): учителя-логопеда, психолога.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для  использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Все групповые помещения для проведения практических занятий с воспитанниками, обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм. Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ учебные зоны, объекты спорта. В группах детского сада организованы специальные зоны для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей; в том числе уголки уединения.  Группы оснащены необходимыми современными  игровыми учебно-методическими пособиями для обследования и развития интеллекта, развития памяти. внимания, мышления: (счетный   материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор карточек на обобщающие темы, развивающие игры   В.  Воскобовича,  игровой набор Фребеля, имеется дидактический стол для проведения песочной терапии).    Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 В детском саду отдельного помещения библиотеки нет, литература находится в методическом кабинете. Кабинет укомплектован учебно-методическими пособиями, справочными изданиями, детской художественной литературой, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.  В каждой возрастной группе оформлены книжные уголки, которые оснащены книгами, иллюстрациями, портретами детских писателей и поэтов (соответствующими возрастным особенностям детей  группы).

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья

Наличие объектов спорта: спортивный зал, совмещенный с музыкальным .

Наименование помещения Оборудование
Спортивный зал
  • мешочки с песком ( 16 шт.);
  • мяч резиновый большой (4 шт.);
  • мяч  утяжеленный (4 шт.);
  • мяч малый (20 шт.);
  • теннисный  мяч (8 шт.);
  • баскетбольный мяч (4 шт.)
  • кегли (10 шт.)
  • обруч малый (5 шт.);
  • обруч большой (5 шт.);
  • гимнастическая лестница (2 шт.);
  • канат (1 шт.);
  • гимнастические маты (5 шт.);
  • доска для развития координации движения различной ширины (4шт.)        и т.д. 

 

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

       Виды деятельности         Оборудование    Дидактический материал
Познавательная деятельность Уголки книг, природы, познавательные лаборатории, атрибуты к занятиям познавательного цикла (глобус, карты, иллюстрации, предметы, картины, коллекции, кассеты и др.); уголки занимательной математики, оборудованные дидактическими играми Методическая литература, пособия и дидактический, наглядный материал по разным видам познавательной деятельности (экологическое образование, знакомство с рукотворным миром, миром людей, «самопознание», математическое развитие, развитие связной речи и становление грамматического строя речи и т.п., обучение грамоте), дидактические игры и др.
Художественно – эстетическое развитие Аудиоаппаратура, иллюстративный и демонстрационный материал по декоративно прикладному и изобразительному искусству, атрибуты и декорации, костюмы к театрализованной деятельности (разные виды). Методическая литература, подбор материала по декоративно-прикладному искусству, иллюстрации художников, методические разработки.
Здоровье и физическая культура Гимнастические лестницы, скамейки, маты, канат и прочее, аптечка, весы, ростомер и др. Методическая литература, экологические тропы, сценарии занятий, гимнастики, спортивных праздников, дней здоровья, и др.; Медицинская литература (брошюры по профилактике и предупреждению различных заболеваний и пр.)
Игровая деятельность Игры и игрушки разного вида Дидактические игры, атрибуты и декорации для творческих и театральных игр, методическая литература.
Трудовое развитие Необходимый инвентарь для трудовой деятельности различных видов. Методическая литература, рекомендации по ознакомлению с трудом взрослых и развитию трудовых умений и навыков.
Нравственное развитие Литературные произведения в уголках книг, природы, наглядное и демонстрационное оборудование (глобус, карты, иллюстрации, предметы, картины, коллекции, аудиозаписи и др.); дидактические пособия. Методическая литература и рекомендации по нравственному воспитанию, произведения художественной литературы и изобразительной деятельности соответствующей тематики.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями  здоровья

В здание образовательной организации обеспечен доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при помощи кнопки вызова, находящейся в зоне доступа и расположенной у входной двери в Учреждение.  При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

Специальные условия питания

В учреждении организовано сбалансированное четырехразовое (завтрак, второй завтрак, обед, полдник ) питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими санитарными правилами.

Специальные условия охраны здоровья

Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском. Медицинский блок состоит из медицинского и изолятора.

В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующие мероприятия:

  • Осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
  • Обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состояние образовательного учреждения;
  • Осуществления контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
  • Осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил;
  • Мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
  • Проведение профилактических осмотров.

Состояние и содержание зданий территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарных правил. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в Образовательную программу Учреждения. Согласно санитарным правилам разрабатываются:

  • Режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.
  • Составляется расписание занятий для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.

В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры. Прогулка является  обязательным элементом режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, различных видов игр в зависимости от сезона.

Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья

Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен.

В детском саду педагоги имеют доступ к информационно – телекоммуникационным сетям. Точка доступа организована в методическом кабинете.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Доступ воспитанников к электронным образовательных ресурсам не предусмотрен.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В ДОУ создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов:

  • В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
  • Для организации занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья имеются: оборудованный кабинет психолога, музыкальный и физкультурный зал.
  • Воспитанники с ОВЗ пользуются следующими техническими средствами коллективного и индивидуального пользования: музыкальный центр, мультимедийный проектор, ноутбук, микрофон, фотоаппарат.

Наличие  условий  для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Не предусмотрено

Количество  жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Не предусмотрено